Стратегия развития
Новая стратегия 2024–2033
19 июля 2024 года решением Совета директоров АО «Самрук-Энерго» была утверждена Стратегия развития АО «Самрук-Энерго» на 2024–2033 годы (далее – Стратегия). Новая Стратегия учитывает глобальные и внутренние изменения в энергетическом секторе, направлена на развитие ВИЭ, повышение эффективности и надежности энергоснабжения, а также реализацию ESG-принципов.
Ключевые тенденции и вызовы
- К 2024 году прогнозируется энергодефицит в размере 2,8 ГВт, а к 2030 году – 6,2 ГВт. Это требует срочного ввода новых базовых мощностей, включая строительство угольных станций и расширение газовой генерации.
- До 2030 года планируется увеличить мощность проектов ВИЭ на 6,2 ГВт. Однако ускоренное развитие ВИЭ создает потребность в строительстве маневренных мощностей, таких как парогазовые установки (ПГУ) в Туркестане и Кызылорде, а также новых ГЭС и ГАЭС.
- Для повышения эффективности управления активами проводится их реструктуризация. В частности, усматривается целесообразность передачи активов ВИЭ и ГЭС в отдельную подконтрольную юридическую структуру, специализирующуюся на развитии «зеленой» энергетики – Публичную компанию Qazaq Green Power PLC.
- Внедрение Единого закупщика электроэнергии и балансирующего рынка приводит к пересмотру тарифной политики. Это требует адаптации инвестиционных механизмов и новых способов возврата вложений в энергетику.
- Снижение долговой нагрузки остается приоритетом, а для финансирования новых проектов привлекаются средства через «зеленые» облигации и другие устойчивые финансовые инструменты.
- Компания следует национальной стратегии углеродной нейтральности до 2060 года. Это повышает инвестиционную привлекательность ВИЭ и стимулирует развитие «зеленого» финансирования, включая выпуск ESG-облигаций.
- Для повышения эффективности энергосистемы внедряются автоматизированные системы мониторинга выбросов, цифровые решения для управления энергопотреблением и искусственный интеллект в прогнозировании нагрузки.
- На государственном уровне вводятся новые стандарты тарифообразования и механизмы поддержки стратегических проектов, направленных на обеспечение стабильного энергоснабжения и ускоренный переход к ВИЭ.
- Новый вектор на региональное теплоснабжение, строительство ТЭЦ в городах Кокшетау, Усть-Каменогорск, Семей и передача в доверительное управление Экибастузской ТЭЦ.
Энергетическая трилемма определяет внешнюю среду и формирует вектор развития АО «Самрук-Энерго»

Приоритеты АО «Самрук-Энерго» – энергобезопасность, энергопереход, устойчивое развитие и эффективность
Связь трилеммы энергетической отрасли со стратегическими направлениями развития АО «Самрук-Энерго»

Стратегические направления, цели, задачи и КПД
Стратегические направления | Энергобезопасность | Эффективность | Энергопереход | Устойчивое развитие |
---|---|---|---|---|
Стратегические цели | Обеспечение покрытия растущего спроса экономики на электрическую мощность и электроэнергию | Повышение эффективности операционной, финансовой и инвестиционной деятельности | Опережающее развитие ВИЭ и снижение негативного воздействия на окружающую среду | Следование лучшим практикам ESG |
Задачи |
|
|
|
|
КПД |
|
|
|
|
С учетом утверждения Стратегии развития на 2024–2033 гг., определены стратегические показатели деятельности для достижения соответствующих стратегических целей развития.
Стратегические показатели деятельности согласно Стратегии развития на 2024–2033 гг.
Цель | КПД | Ед.измерения | Прогноз 2025 | Прогноз 2027 | Прогноз 2033 |
---|---|---|---|---|---|
Энергобезопасность | |||||
Обеспечение покрытия растущего спроса экономики на электрическую мощность и электроэнергию | Общий объём реализации э/э базовой и газовой генерации | Коэффициент к базовому 2023 году | ≥1 | ≥1,0 | ≥2,0 |
Объём ввода мощностей базовой и газовой генерации | ГВт, накопленным итогом с 2023 года | ≥0,5 | ≥1,5 | ≥7,0 | |
Коэффициент технической готовности (КТГ) | % | ≥75% | ≥75% | ≥80% | |
Исполнение плана по обеспечению потребностей в угле | % | ≥90% | ≥90% | ≥90% | |
Эффективность | |||||
Повышение эффективности операционной, финансовой и инвестиционной деятельности | Долг/EBITDA | Коэффициент | ≤5,5 | ≤5,5 | ≤3,5 |
Удельный расход условного топлива | Грамм на 1 кВт·ч | ≤400 | ≤350 | ≤330 | |
Инвестиции в основной капитал | Трлн тенге, накопленным итогом с 2024 года | ≥1 | ≥2,5 | ≥4,0 | |
Валовый приток прямых иностранных инвестиций | Млрд долл, накопленным итогом с 2024 года | ≥1,5 | ≥4,0 | ≥8,0 | |
NAV | Коэффициент к базовому 2023 году | ≥1,3 | ≥2,0 | — | |
EBITDA margin по бизнес-направлениям | Коэффициент к базовому 2023 году |
Добыча угля (≥25%) Генерация э/э (≥40%) Генерация теплоэнергии (≥20%) Распределение э/э (≥20%) |
Добыча угля (≥25%) Генерация э/э (≥45%) Генерация теплоэнергии (≥20%) Распределение э/э (≥20%) |
Добыча угля (≥30%) Генерация э/э (≥50%) Генерация теплоэнергии (≥20%) Распределение э/э (≥20%) |
|
Энергопереход | |||||
Опережающее развитие ВИЭ и снижение негативного воздействия на окружающую среду | Снижение удельных выбросов CO₂-экв (к базовому 2021 году) относительно всей выработки э/э | % к базовому 2021 году | ≥20% | ≥30% | ≥40% |
Доля установленной мощности ВИЭ и ГЭС в структуре генерации | % | ≥25% | ≥25% | ≥40% | |
Устойчивое развитие | |||||
Следование лучшим практикам ESG | Повышение уровня ESG рейтинга | Рейтинг | Средний рейтинг ESG/Medium Risks | Средний рейтинг ESG/Medium Risks | Высокий рейтинг ESG/Low Risks |
Повышение рейтинга социальной стабильности — индекс SRS | Рейтинг | Условно стабильный | Стабильный | Благоприятный | |
Достижение нулевого травматизма и смертности (снижение LTIFR, FIFR, LDR) | Коэффициент | LTIFR (0,26) FIFR (0,07) LDR (195) |
LTIFR (0,24) FIFR (0,01) LDR (185) |
LTIFR (0,22) FIFR (0,01) LDR (155) |
Ответственными за выполнение стратегии АО «Самрук-Энерго » являются несколько ключевых органов и подразделений. Совет директоров утверждает стратегию развития компании, определяет ключевые показатели деятельности и контролирует выполнение стратегических целей. Правление отвечает за непосредственное управление реализацией стратегии, координирует работу структурных подразделений и дочерних компаний, а также интегрирует принципы устойчивого развития в ключевые бизнес-процессы. Руководство по устойчивому развитию контролирует соблюдение ESG-принципов, стратегическое планирование в этой сфере и внедрение соответствующих инициатив. В свою очередь, ответственные лица в структурных подразделениях разрабатывают детальные планы мероприятий и контролируют их выполнение в своих областях.
Контроль реализации стратегии осуществляется через несколько механизмов. Регулярный мониторинг позволяет анализировать выполнение ключевых показателей деятельности и при необходимости актуализировать стратегические планы. Важную роль играет контроль выполнения инвестиционных проектов, который включает отслеживание сроков и бюджета, а также оценку их эффективности в соответствии с установленными стратегическими целями. Постинвестиционный мониторинг позволяет оценить достигнутые результаты после реализации проектов, проанализировать возвратность инвестиций и влияние выполненных мероприятий на общую стратегию компании.
Риски и вызовы, связанные с реализацией Стратегии развития
Наименование риска или угрозы | Меры по управлению риском |
---|---|
Риск реализуемых/перспективных инвестиционных проектов и инвестиционных программ |
|
Риск невыполнения плана реализации угля |
|
Риск невыполнения плана производства электроэнергии |
|
Риск невыполнения плана передачи и распределения электроэнергии |
|
Риск невыполнения плана реализации электрической энергии |
|
Риск процесса закупок |
|
Риск невыполнения плана добычи угля |
|
Риск невыполнения плана производства и реализации теплоэнергии |
|
Риск информационной безопасности |
|
Риски информационных систем |
|
Риски по энергоэффективности |
|
Риск тарифообразования |
|
Кредитный риск банков-контрагентов |
|
Риск санкций |
|
Риск нарушения законодательства и несоблюдения НПА |
|
Процентный риск |
|
Валютный риск |
|
Риски, связанные с приобретением, отчуждением акций/долей участия в уставном капитале юридических лиц |
|
Риск невыполнения Стратегии развития Компании |
|
Риск террористического акта |
|
Риск недостатка ликвидности для осуществления операционной, инвестиционной, финансовой деятельности |
|
Риск нарушения внешних кредиторов и листинговых требований |
|
Риск обесценения активов |
|
Климатические переходные риски (введены в Реестр решением Совета директоров от 23 декабря 2024 года (протокол №17/24)) |
|
Экологические риски |
|
Риск нарушения режима корпоративного управления |
|
Риск ущерба здоровью и жизни работников в процессе исполнения служебных обязанностей, несчастных случаев на производстве |
|
Риски человеческих ресурсов группы АО «Самрук-Энерго» |
|
Риск аварий и катастроф на производстве |
|
Риск некачественной страховой защиты |
|
Социальные риски |
|
Риск ущерба репутации |
|
Риск мошенничества/коррупции/краж со стороны персонала и третьих лиц |
|
Климатические физические риски |
|
Комплаенс-риски |
|
Реализация Стратегии развития АО «Самрук-Энерго» в 2024 году
Стратегические показатели нашей Компании демонстрируют тенденцию к улучшению. Основными факторами роста являются увеличение объемов реализации электроэнергии и мощности на внутреннем рынке, получение индивидуальных тарифов на мощность, сокращение удельных расходов топлива и воды на технологические нужды, оптимизация затрат на топливно-энергетические ресурсы и энергосбережение, а также снижение долговой нагрузки.
Стратегические показатели деятельности согласно Стратегии развития на 2022–2031 гг.
Показатель | Факт 2021 | Факт 2022 | Факт 2023 | Факт 2024 |
---|---|---|---|---|
Снижение нетто углеродного следа, тыс. тонн | 32 952 | 31 978 | 31 877 | 30 880 |
Производительность труда22, тыс. тенге/чел | 10 154 | 13 273 | 47 855 | 56 234 |
ROI (стратегический КПД ROI будет применим при условии реализации активов) | -12% | |||
Стоимость чистых активов (NAV), млн тенге | 412 899 | 442 753 | 485 969 | 581 211 |
Долг/EBITDA (соотношение) | 2,41 | 1,90 | 1,71 | 1,66 |
Рейтинг корпоративного управления | BB | - | BB | |
Выпуск не сырьевых товаров и услуг, тыс. тенге | 332 537 144 | 381 464 992 | 444 959 627 | 573 489 842 |

Стратегические показатели деятельности согласно Стратегии развития на 2024–2033 гг.
Цель | КПД | Ед. измерения | План 2024 | Факт 2024 | Прогноз 2033 |
---|---|---|---|---|---|
Обеспечение покрытия растущего спроса экономики на электрическую мощность и электроэнергию | Общий объём реализации э/э базовой и газовой генерации | Коэффициент к базовому 2023 году | 35,2 | 30,1 | ≥2,0 |
Объём ввода мощностей базовой и газовой генерации | ГВт, накопленным итогом с 2023 года | 500 | 500 | ≥7,0 | |
Коэффициент технической готовности (КТГ) | % | 89,7% | 90,9% | ≥80% | |
Исполнение плана по обеспечению потребностей в угле | % | 90% | 92% | ≥90% | |
Повышение эффективности операционной, финансовой и инвестиционной деятельности | Долг/EBITDA | Коэффициент | 2,9 | 1,66 | ≤3,5 |
Удельный расход условного топлива | Грамм на 1 кВт·ч | 390 | 365 | ≤330 | |
Инвестиции в основной капитал | Трлн тенге, накопленным итогом с 2024 года | 0,2 | 0,2 | ≥4,0 | |
Валовый приток прямых иностранных инвестиций | Млрд долл накопленным итогом с 2024 года | 0,1 | 0,1 | ≥8,0 | |
NAV | Коэффициент к базовому 2023 году | 1,3 | 1,2 | ≥2,0 | |
EBITDA margin по бизнес-направлениям | Коэффициент к базовому 2023 году |
Добыча угля (22,3%) Генерация э/э (44,4%) Генерация теплоэнергии (0,3%) Распределение э/э (34,9%) |
Добыча угля (15,1%) Генерация э/э (50,6%) Генерация теплоэнергии (4,0%) Распределение э/э (36,2%) |
Добыча угля (≥30%) Генерация э/э (≥55%) Генерация теплоэнергии (≥20%) Распределение э/э (≥20%) |
|
Опережающее развитие ВИЭ и снижение негативного воздействия на окружающую среду | Снижение удельных выбросов СО₂-экв (по отношению к базовому 2021 году) относительно всей выработки э/э | % к базовому 2021 году | -25,6% | -28,9% | ≥40% |
Доля установленной мощности ВИЭ и ГЭС в структуре генерации | % | 31,6% | 31,6% | ≥40% | |
Следование лучшим практикам ESG | Повышение уровня ESG рейтинга | Рейтинг | “3”/52 балла (средний рейтинг) | Средний рейтинг ESG/Medium Risks | Высокий рейтинг ESG/Low Risks |
Повышение рейтинга социальной стабильности – индекс SRS | Рейтинг | Условно стабильная | 69 | Благоприятный | |
Достижение нулевого травматизма и смертности (снижение LTIFR, FIFR, LDR) | Коэффициент | LTIFR (0,27) FIFR (0,10) LDR (200) |
LTIFR (0,99) FIFR (0,09) LDR (170,69) |
LTIFR (0,18) FIFR (0,01) LDR (155) |
Стратегические показатели Компании продолжают улучшаться. Основные факторы роста включают:




В отчетном периоде Компания реализовала утвержденные этапы инициатив и проектов, соответствующих стратегическим целям и 24 ключевым задачам, сог ласованным с АО «Самрук-Қазына».
Стратегическая цель | Задача | Мероприятие | Статус исполнения |
---|---|---|---|
![]() Обеспечение покрытия растущего спроса экономики на электрическую мощность и электроэнергию |
Строительство угольной станции ГРЭС-3, блоки 1-4 | Получены результаты предТЭО | Проект предТЭО разработан, одобрен Правлением СЭ от 17.04.2025 г. и направлен в Комитет госимущества и приватизации для дальнейшей передачи в Минэнерго РК. |
Переход разреза «Богатырь» на циклично-поточную технологию | Запущена отгрузка угля | В настоящее время ЦТП осуществляет отгрузку угля. После завершения ПНР и устранения замечаний, ЦТП перейдет в промышленную эксплуатацию до конца 2025 года. | |
Модернизация Алматинской ТЭЦ-2 | Документация проходит экспертизу | Получение заключения планируется на август 2025 года. | |
Реконструкция Алматинской ТЭЦ-3 (ПГУ 450 МВт) | Корректировка ТЭО | Получение заключения планируется на июль 2025 года. | |
Модернизация энергоблока №3 ЭГРЭС-1 | ТЭО на экспертизе | 30 декабря 2024 года получено положительное заключение РГП «Госэкспертиза» на ТЭО проекта. | |
Расширение ЭГРЭС-2 (установка блока ст. №3) | Заключено инвестиционное соглашение | В сентябре 2024 года между Минэнерго РК и АО ГРЭС-2 заключено инвестиционное соглашение на возврат инвестиций. | |
Реконструкция электрических сетей Алматы | Проложено 102,22 км кабельных линий 10 кВ | По итогам 2024 года проложено 102,22 км кабельных линий 10 кВ при плане 77,53 км. Выполнены строительно-монтажные работы по прокладке кабельных линий, закуп кабельно-проводниковой продукции. | |
Восстановление энергоблока №1 на ЭГРЭС-1 | Блок №1 введен в эксплуатацию | Подписан акт приемки объекта в эксплуатацию от 23 декабря 2024 года. | |
Уменьшение износа электрических сетей | Плановое снижение износа до 88,85% к концу 2024 года | По итогам 2024 года достигнуто уменьшение износа электрических сетей до 88,8%. | |
Экспорт угля в РФ | Обеспечение экспорта необогащенного угля в РФ (50% долевая компания) | По итогам 2024 г. экспорт угля составил 9,317 млн тонн. | |
Снижение потерь в сетях АО «АЖК» | Снижение уровня технологических потерь в 2024 г. до 11,25% | По итогам 2024 года уровень фактических техпотерь составил 10,72%. | |
![]() Повышение эффективности операционной, финансовой и инвестиционной деятельности |
Реализация Программы по энергосбережению и энергоэффективности | Совершенствование учета энергоресурсов; мероприятия организационно-технического, ремонтно-сервисного и эксплуатационного характера | Выполнено 67 различных мероприятий (с учетом Восточных ГЭС). Реализация мер по повышению энергоэффективности в группе компаний АО «Самрук-Энерго» позволила сэкономить более 1,2 млрд тенге. Одобрено 54 рационализаторских предложения с эффектом 594 млн тенге. |
Редомицилия Forum Muider в юрисдикцию МФЦА | Трансграничное присоединение Forum Muider B.V. (Нидерланды) к Forum Muider Ltd (Кипр) | В ноябре 2024 года получен судебный приказ г. Никосия (Кипр) о присоединении Forum Muider B.V. (Нидерланды) к Forum Muider Ltd (Кипр). | |
Ликвидация АО «Усть-Каменогорская ГЭС» и АО «Шульбинская ГЭС» | Проведены мероприятия по ликвидации АО «Шульбинская ГЭС» | АО «Шульбинская ГЭС» ликвидировано. Начало мероприятий по ликвидации АО «Усть-Каменогорская ГЭС» планируется во 2 квартале 2025 года. | |
Автоматизация HR-процессов | Автоматизация HR-процессов по Группе компаний АО «Самрук-Энерго» | Система внедрена. Продолжается адаптация системы под требования заинтересованных лиц. | |
Внедрение системы информационной безопасности | Услуги по обеспечению информационной безопасности | Периметр проектов по системе информационной безопасности — Корпоративный Центр и 9 ДЗО. Развернут виртуальный сервер с удалённым доступом, настроен SIEM-сервис, проведены тестовые сканирования по методикам. Срок реализации: 2024–2025 гг. | |
Внедрение системы производственного мониторинга | Система производственного мониторинга (Ситуационный центр), осуществляющая мониторинг бизнес-процессов, связанных с экономической и производственной деятельностью компании и принятием оперативно-управленческих решений | Система введена в эксплуатацию в декабре 2024 года. | |
Роботизация бизнес-процессов (RPA) | Услуги по пользованию программным продуктом по роботизации бизнес-процессов | Проведен анализ бизнес-процессов в 8 ДЗО, описаны ключевые процессы маркетинга, закупок и финансов, а также реализованы RPA-боты в IBM для автоматизации процессов. Срок реализации: 2024–2025 гг. | |
Электронный архив | Автоматизация бизнес-процессов по организации архивного хранения документов | Работы завершены, система введена в эксплуатацию. | |
Соблюдение финансовых ковенант | Финансовые ковенанты кредиторов соблюдены | Долг/EBITDA — 1,62 при пороге не более 3,5. EBITDA/проценты — 12,23 при пороге не менее 3,0. | |
Реализация проекта «Модернизация платформы 1С» (ERP) | Работы по внедрению автоматизированной информационной системы на базе ПО «1С:ERP» в ЭГРЭС-1 | В 2024 году в ТОО «ЭГРЭС-1» завершены такие ключевые этапы проекта как: кастомизация системы, обучение пользователей, миграция данных (загрузка НСИ), инсталляция ПО, тестовая эксплуатация; миграция данных (перенос остатков и дозагрузка НСИ). | |
Реализация проекта «Горизонтальный мониторинг» | Приобретение лицензии «Горизонтальный мониторинг» в КЦ АО «Самрук-Энерго» | Лицензия приобретена, в 2025 году начнется подготовка технической спецификации по внедрению проекта «Горизонтальный мониторинг» в Корпоративном центре. | |
Установка на ЭГРЭС-1 автоматизированной системы мониторинга эмиссий в окружающую среду (общестанционная АСМ) | Установка на ЭГРЭС-1 автоматизированной системы мониторинга эмиссий в окружающую среду на энергоблоках ст. №7 и 8 | Монтажные и пусконаладочные работы выполнены. Подписаны Акты ввода в опытную эксплуатацию. | |
Установка на ЭГРЭС-2 автоматизированной системы мониторинга эмиссий в окружающую среду | Установка на ЭГРЭС-2 автоматизированной системы мониторинга эмиссий | С 26 июня 2024 года АО «СГРЭС-2» осуществляет передачу данных с АСМ в систему уполномоченного органа в области охраны окружающей среды каждые 20 минут на потоке в онлайн-режиме. Подписан Акт ввода в эксплуатацию. | |
Установка на АлЭС автоматизированной системы мониторинга эмиссий в окружающую среду | Установка на ТЭЦ-1 и ЭТК (АлЭС) автоматизированной системы мониторинга эмиссий в окружающую среду | С 21 ноября 2024 года ТЭЦ-1 и ЭТК (АО «АлЭС») осуществляют передачу данных с АСМ в систему уполномоченного органа в области охраны окружающей среды каждые 20 минут на потоке в онлайн-режиме. Подписан Акт ввода в эксплуатацию. | |
Установка на ТЭЦ-2 (АлЭС) автоматизированной системы мониторинга эмиссий в окружающую среду | Установка на ТЭЦ-2 (АлЭС) автоматизированной системы мониторинга эмиссий в окружающую среду | В настоящее время ведутся пусконаладочные и тестовые работы. Ожидаемый срок начала передачи данных в систему уполномоченного органа в области охраны окружающей среды — май 2025 года. | |
Формирование законодательных инициатив и установление тарифов | Внесение изменений в нормативно-правовые акты, в целях включения затрат на вспомогательное оборудование в тариф на рынке электрической мощности в рамках модернизации, реконструкции и (или) расширения действующих энергопроизводящих организаций | Поправки включены в ЭРК «Об электроэнергетике» (Законопроект подписан 08 июля 2024 г.), а также в Правила организации и функционирования рынка электрической мощности (Приказ МЗ РК подписан 25 ноября 2024 г.) | |
Внесение изменений в нормативно-правовые акты, в целях включения затрат на теплофикационное оборудование и вознаграждения по соответствующим займам в тариф на услугу по поддержанию готовности электрической мощности | Внесение изменений в нормативно-правовые акты | 13 сентября 2024 г. вступили в силу поправки в НПА по ТЭЦ-2 «Правила рассмотрения инвестиционных программ по модернизации, реконструкции и (или) расширению строительства генерирующих установок с использованием газа в качестве альтернативного типа топлива, заключение индивидуальных тарифов на модернизацию, реконструкцию и (или) расширение строительства генерирующих установок с использованием газа в качестве альтернативного топлива, заключение договоров о покупке услуг по поддержанию готовности электрической мощности и определения для данных договоров индивидуальных тарифов на услугу по поддержанию готовности электрической мощности, объемов и сроков покупки услуги по поддержанию готовности электрической мощности». | |
Внесение изменений в нормативно-правовые акты, в целях сокращения сроков тендерных процедур. Возможность определения победителя тендера Правительством РК, при наличии менее двух участников | Внесение изменений в нормативно-правовые акты | 25 ноября 2024 г. зарегистрированы в МЮ РК. Внесены изменения в Правила проведения тендера на строительство генерирующих установок, вводимых в эксплуатацию. | |
Участие в разработке и обсуждении законодательных инициатив, подготовка соответствующих рекомендаций в сотрудничестве с отраслевыми объединениями, в целях учета интересов Группы компаний | Подготовка рекомендаций | Ведутся работы по разработке и обсуждению законодательных инициатив с госорганами и аккредитованными организациями. | |
Мониторинг внесения изменений в законодательство в энергетической отрасли, в целях своевременной адаптации деятельности Компании | Мониторинг внесения изменений в НПА | Ведется мониторинг внесения изменений в нормативные акты в области энергетики на постоянной основе. | |
Внесение изменений в законодательство, в части пересмотра приоритетной покупки электроэнергии у ТЭЦ, что позволит угольным станциям АО «Самрук-Энерго» дополнительно реализовывать вырабатываемую электроэнергию | Внесение поправок | 25 ноября 2024 г. поправки зарегистрированы в МЮ РК. | |
Внесение изменений в Экологический Кодекс РК, в части переноса срока предоставления уполномоченному органу в области охраны окружающей среды финансового обеспечения исполнения своих обязательств по ликвидации с 1 июля 2024 г. на 1 июля 2026 г. | Поправки в Экологический Кодекс | Согласно внесенным изменениям и дополнениям в Экологический Кодекс Республики Казахстан по вопросам теплоэнергетики, угольные ТЭЦ получили отсрочку по предоставлению финансового обеспечения ликвидации на 2 года (до 1 июля 2026 г.). Поправки в Экологический кодекс вступили в силу с 1 июля 2024 г. Это позволит снизить финансовую нагрузку на компании, осуществляющие деятельность, связанную с ликвидацией последствий осуществления деятельности. | |
Внесение изменений в законодательство, в части возможности корректировки инвестиционной программы по модернизации, реконструкции и (или) расширению со строительством генерирующих установок с использованием газа в качестве альтернативного типа топлива в период принятия МЭ РК решения о заключении инвестиционного соглашения | Внесение изменений в законодательство | 13 сентября 2024 г. вступили в силу поправки в НПА по ТЭЦ-2 «Правила рассмотрения инвестиционных программ по модернизации, реконструкции и (или) расширению со строительством генерирующих установок с использованием газа в качестве альтернативного типа топлива», заключение инвестиционных соглашений на модернизацию, реконструкцию и (или) расширение строительства генерирующих установок с использованием газа в качестве альтернативного типа топлива, заключение договоров о покупке услуг по поддержанию готовности электрической мощности и определение для данных договоров индивидуальных тарифов на услугу по поддержанию готовности электрической мощности и т.д. | |
Внесение изменений и дополнений к Методике расчета уровня износа основных средств энергопроизводящих организаций | Внесение изменений в Методики | Предложения к Методике расчета уровня износа основных средств энергопроизводящих организаций были направлены в ОЮЛ «Казахстанская Электроэнергетическая ассоциация» для инициирования соответствующих изменений в НПА. Поправки были направлены в МЭ РК для принятия. | |
Разработка альтернативных механизмов финансового обеспечения исполнения обязательств по ликвидации последствий эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду | Разработка альтернативных механизмов | Согласно внесенным изменениям и дополнениям в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам теплоэнергетики, электроэнергетики и экологии, вступил в силу Закон Республики Казахстан от 1 июля 2024 года №121-VII. Он предусматривает перенос срока по финансовому обеспечению обязательств на ликвидацию последствий на 5 лет. Разработка предложений об альтернативных механизмах на стадии проработки. | |
Участие в совершенствовании законодательства РК в целях обеспечения возврата инвестиций для проектов строительства гидроаккумулирующих электростанций/гидроэлектростанций (ГАЭС/ГЭС) | Совершенствование законодательства | Поправки по обеспечению механизма возврата инвестиций разработаны в рамках работы специализированной рабочей группы. Предложения по разработке поправок направлены в МЭ РК. По поручению Совета национальных инвесторов при Президенте РК прорабатывается механизм реализации инвестиционных проектов по строительству ГАЭС/ГЭС. В Китае подобные проекты реализуются с государственной поддержкой, в т.ч. через гарантированный возврат инвестиций по ставкам, позволяющим привлекать инвестиции. Рассматривается внедрение аналогичных механизмов возврата инвестиций для действующих объектов. | |
— | — | Поправки по обеспечению механизма возврата инвестиций разработаны в рамках работы специально созданной рабочей группы. Проведена рабочая встреча в МЭ РК по обсуждению данных поправок. В настоящее время определена общая концепция бизнес-модели для реализации проектов СНЭ. | |
Участие в совершенствовании законодательства, в целях обеспечения возвратности инвестиций на реализацию НДТ через механизм рынка мощности | — | Согласно внесенным изменениям и дополнениям в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам теплоэнергетики, электроэнергетики и регулируемых услуг, вступил в силу Закон Республики Казахстан от 8 июля 2024 года №121-VIII в ЗРК. В числе поправок в ЗРК «Об электроэнергетике» — возможность включать затраты на реализацию НДТ в рамках инвестиционных соглашений на рынке мощности. | |
![]() Опережающее развитие ВИЭ и снижение воздействия на окружающую среду |
Строительство СЭС (1 ГВт) с ЮНИГРИН ЭНЕРДЖИ | Подписаны договора первой очереди. Утвержден перечень проектов 2-ой очереди 500 МВт | Договор купли-продажи э/э подписаны с ТОО «ПГУ-Туркестан», АО «KEGOC» и Казатомпром. 31 декабря 2024 года подписан протокол по определению 2-ой очереди проекта общей мощностью до 500 МВт. |
Технологии улавливания и хранения углерода (CCS) | НИОКР с Назарбаев Университетом | По итогам 2024 года проведены эксперименты на лабораторной установке паровой безкислородной газификации угля (ПБКГУ), изучены селективность, проницаемость и эффективность мембранных материалов с улучшенными характеристиками. Исследовано влияние режимных и конструктивных параметров на процесс паровой газификации угля. Представлен отчет, подписан АВР за 2024 год. | |
Продажа углеродных единиц (офсетов) и I-REC сертификатов | Заключены контракты | Рассматривается получение I-REC сертификатов. | |
Размещение «зеленых» облигаций на KASE и AIX | Информация о Компании предоставлена в AIX | Все отчеты и информация о Компании предоставлена в AIX согласно требованиям в надлежащий срок. | |
Привлечение финансирования от DFO, ECA | Получены terms and conditions от MIGA | Получены terms and conditions от MIGA, а также различные предложения от коммерческих банков. | |
Строительство ВЭС мощностью 1 ГВт с системой накопления энергии совместно с «China Power International Holding Ltd» | Подписанный МГС | 12 ноября 2024 года подписано МГС между Правительством РК и КНР о реализации проектов в области ВИЭ. Проект включен в перечень крупных проектов. | |
Строительство ВЭС (1 ГВт) с системой накопления энергии совместно с «Masdar» | Подписание документации к Проекту (CoJ, SHA, PPA). Создание совместного предприятия | 11 ноября 2024 г. на базе МФЦА создана проектная компания Qazaq Wind Power LLP. В ноябре 2024 г. подписаны Соглашение об инвестициях и Договор купли-продажи электроэнергии по проекту. 31 декабря 2024 г. подписано SHA. | |
![]() Следование лучшим практикам ESG |
Усиление качества и доступности информации в публичной отчетности путем использования международных стандартов и развития лучших практик раскрытия информации. Оценка воздействия и определение существенных тем для Интегрированного годового отчета | Интегрированный годовой отчет по итогам 2023 года подготовлен в соответствии с GRI Standard 2021, A1000, AIX, KASE, ISO 26000:2010, некоторыми индикаторами LSE, IR, SASB, TCFD | При определении существенных тем осуществлена оценка воздействия по принципу «двойной существенности». Интегрированный годовой отчет, подготовленный в соответствии с GRI, предварительно рассмотрен Правлением (Протокол №13 от 10.05.2024 г.) и утвержден 31 мая 2024 года Советом директоров (Протокол №07/24). |
Проведение регулярных тренингов и обучения для сотрудников по вопросам антикоррупционной политики и этических норм для повышения осведомленности и предотвращения коррупционных действий | Проведены тренинги и обучения для сотрудников по вопросам антикоррупционной политики и этических норм | Проведены обучения: 1. «Меры противодействия коррупции в квазигосударственном секторе». 2. «Введение в комплаенс. Антикоррупционное законодательство. Горячая линия. Урегулирование конфликта интересов». 3. «Кодекс поведения с учетом изменений. Антикоррупционное законодательство. Горячая линия. Всеобщее декларирование». 4. «Кодекс поведения в новой редакции. Антикоррупционное законодательство. Горячая линия». 5. «Политика по противодействию коррупции АО «Самрук-Энерго» в новой редакции». 6. «Требования антикоррупционного законодательства РК», «Политика по противодействию коррупции АО «Самрук-Энерго». Кодекс поведения АО «Самрук-Энерго». | |
Совершенствование ESG рейтинга | Получен ESG рейтинг с результатом 52 балла, средним уровнем «3» | 30 декабря 2024 года получен Отчет от Sustainable Fitch Ltd, присвоен ESG рейтинг с результатом 52 балла, средним уровнем «3». | |
Развитие человеческого капитала | Регулярные программы обучения для менеджеров по управленческим навыкам, лидерству, стратегическому планированию и инновациям, а также по лучшим практикам в управлении и операционном менеджменте | За отчетный период работники Общества и ДЗО прошли обучение на темы: корпоративное обучение «HR в ESG контексте»; «Разнообразие, равенство и инклюзивность (DEI)»; стратегическая сессия «Создание культуры безопасности труда и нулевой толерантности к производственным травмам на рабочих местах»; «Навыки публичных выступлений в трудных ситуациях»; «Преодоление кризиса в рамках ценной компании»; «Эффективное управление временем», «Ораторское мастерство», встреча лучших талантов с членами КНБ на тему «Лидер в новом мире» и т.д. | |
Снижение текучести кадров | Снижение текучести кадров, за исключением мероприятий, связанных с оптимизацией персонала | Согласно отчету 2HR за 2024 год текучесть персонала по группе компаний составила 10% (целевой показатель — не более 14%). | |
Обеспечение социальных гарантий и социальной стабильности в Компании | Проведены опрос производственного персонала ДЗО Общества Samruk Research Services и исследования благополучия административно-управленческого персонала АО «Самрук-Энерго» и его ДЗО | Результат опроса производственного персонала ДЗО Общества Samruk Research Services за 2024 год составил 69%. По результатам исследования благополучия административно-управленческого персонала АО «Самрук-Энерго» и его ДЗО индекс благополучия составил 46%. | |
Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями в работе, не требующей физической активности, например диспетчеры, сотрудники колл-центра в ДЗО | Утверждена Программа по созданию и поддержанию благоприятной, инклюзивной и доступной среды для лиц с инвалидностью в группе компаний АО «Самрук-Энерго» решением Правления АО «Самрук-Энерго» от 19 июня 2024 года | За 2024 год трудоустроено 31 лицо с инвалидностью (ЛСИ) по группе компаний АО «Самрук-Энерго», что выше квоты (22 ЛСИ) установленной АО «Самрук-Казына». | |
Утверждение Плана по реализации Стратегии развития системы управления производственной безопасностью АО «Самрук-Казына» на 2024–2028 годы | Разработан План и направлен в ДЗО для исполнения | Продолжается реализация Плана по реализации Стратегии развития системы управления производственной безопасностью АО «Самрук-Казына» на 2024–2028 гг. | |
Подготовка ежегодного отчета в области устойчивого развития в соответствии с GRI | Интегрированный годовой отчет, подготовленный в соответствии с GRI утвержден | Интегрированный годовой отчет, подготовленный в соответствии с GRI предварительно рассмотрен Правлением и утвержден 31 мая 2024 года Советом директоров. | |
Предоставление отчетов/информации о Компании кредиторам, финансовым институтам, рейтинговым агентствам согласно их запросам | Предоставление отчетов/информации о Компании кредиторам, финансовым институтам согласно требованиям действующих кредитных соглашений, рейтинговым агентствам согласно их запросам | Все отчеты и информация о Компании кредиторам, финансовым институтам согласно требованиям действующих кредитных соглашений предоставлены в надлежащий срок. Информация рейтинговым агентствам предоставлена в надлежащий срок, рейтинг подтвержден 14 октября 2024 г. | |
Воспроизводство рыбных ресурсов | Зарыбление водоемов | 16 августа 2024 года ТОО «АЭС Шульбинская ГЭС» осуществило зарыбление водоема в количестве 22 180 штук годовиков сазана (карпа). 8 октября 2024 года ТОО «АЭС Усть-Каменогорская ГЭС» осуществило зарыбление водоема в количестве 107 931 штук сеголеток сазана (карпа). |